Версия для слабовидящих: Вкл Изображения: Вкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
Личный
кабинет
Личный
кабинет
Инвестиционная карта Амурской области
Инвестиционная карта Амурской области Амурская область
Амурская область
Обратная связь
9 сентября
Первые итоги и перспективы «Дальневосточной концессии» озвучили на ВЭФ-2022
Механизм «Дальневосточной концессии» работает. Такие выводы сделали в рамках панельной сессии «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ КОНЦЕССИЯ»: ПЕРВЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ, которая состоялась в рамках ВЭФ-2022.

«Только с помощью критики и с помощью неудач мы в некотором смысле улучшаемся. Немного цифр приведу — год прошел, не сказал бы что я ожидал, что будут достигнуты такие результаты. Но сама по себе концессия — это достаточно нетривиальный, сложный инструмент, очень многоплановый, многосторонний. Он требуют от регионов очень серьезной компетенции в части подготовки процесса. Я надеюсь, коллеги у нас из Магаданской области присутствуют — один из первых пилотных регионов, который достаточно много концессий одобрил на президиуме правкомиссии. Сегодня у нас там 8 объектов на чуть более 12 миллиардов рублей. На ближайшие годы мы заложили уже бюджеты на поддержку этих концессий», — Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

«Федеральный проект «Инфраструктурное меню» был создан в январе прошлого года по инициативе Председателя Правительства Михаила Мишустина, мы объединили шесть инструментов в единый федеральный проект с показателями, с конкретными достижениями, и соответственно в него входят шесть инструментов. Это инфраструктурные бюджетные кредиты <…>, инфраструктурные облигации, которые выпускает ДомРФ, это предоставление фонду ЖКХ средств ФНБ на коммунальную инфраструктуру, это субсидирование кредитов и поддержка ВЭБ на развитие инфраструктуры. Всё целиком это более 2 триллионов рублей со сроком реализации до 2030 года <…> Если говорить конкретно про Дальний Восток, то каждый из субъектов вот 11 субъектов Дальнего Востока сегодня эти [внебюджетные] кредиты получили и средства на финансирование уже запущено. У нас на этот год запланировано порядка 15 миллиардов рублей, это выборка и кассовое исполнение, уже вот на сентябрь субъекты показывают 7 миллиардов рублей. Всего по программе будет реализовано за период до 2025 года 98 проектов. Это и такие крупные проекты, о которых давно мечтали с которыми приходили регионы, это мост через Лену, например», — Директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мария Синичич.

«Эти все инструменты позволяют нам участвовать в концессии, и концессия для нас тогда получается абсолютно подъемная, и мы можем реализовывать не только проекты, которые заинтересованы исключительно в бизнесе, а мы можем реализовывать проекты и социального характера. Вот мы подписали сегодня «Дальневосточную концессию» с Министерством по развитию Дальнего Востока, это Белая гора, это наш известный всем город Арсеньев, где выпускают вертолеты, и там действительно есть наши краевые учреждения. Но оно такое вот такого уровня слишком муниципального, и мы, конечно, хотели бы сделать его курортом. И я бы хотела сказать отдельно, что мы большую ставку делаем на туризм и, конечно же, объекты туристической инфраструктуры — это крайне важно для нас. И нам нужно, чтобы турист круглогодично к нам приезжал, чтобы это стала такая туристическая Мекка, и не только в летние месяцы. Очень много в этой части сделано», — Первый вице-губернатор – Председатель Правительства Приморского края Вера Щербина.

Среди озвученных проблем участники панельной сессии озвучили факт того, что применение принципов «Дальневосточной концессии» на практике не всегда соответствует первоначальной идее.

«Дальневосточная концессия» пока еще не фабрика, да, это такой бутик, который в ручном режиме решает ряд вопросов. Но мы все-таки на пути к фабрике, к некому программному решению», — Генеральный директор, АНО «Национальный Центр ГЧП» Павел Селезнев.

«Тот инструмент, который мы задумали как инструмент развития, который должен стимулировать привлечение частных инвестиций не только в объекты промышленности, но и создавать социальную инфраструктуру <…> к сожалению, мигрировал в инструмент, решающий оперативные задачи региона. То есть начали порой являться объекты, которые просто выпали из отраслевых программ, и они начали потихонечку мигрировать в «Дальневосточную концессию». Сразу скажу, мы эту позицию будем менять, мы ее будем нормативно закреплять» — Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

«Мы с ГЧП (Государственно-частное партнерство) работаем уже с 2015 года. Какие были проблемы у нас в 2015–2016 годах – это, конечно, качество концессионеров, то есть отбор кондиционеров на конкурентной основе на самом деле не очень здорово себя оправдывал. Потому что были и банкротства, были замены частных партнеров, была волокита связанная с судебными решениями и так далее и так далее Сейчас мы, естественно, формируем все по другому. Вопрос в том, что мы хотим от «Дальневосточной концессии». Во-первых, ее отличает это механизм возврата капвложений, это, наверно, самое такая привлекательная часть. Безусловно, мы можем сделать большой охват по критериям, хорошо, что они достаточно широкие. Давайте как-то их определим более четко. «Дальневосточная концессия» играет на руку тем регионам, у которых есть выдумка в плане применения этого механизма. Но что мы хотели бы отметить – то, что лимиты должны быть более долгосрочные, чтобы сделать «Дальневосточную концессию» не только для республиканских наших игроков, а чтобы бизнес приходил и заключал соглашение по механизму «Дальневосточной концессии», — Первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия)Кирилл Бычков.

Одним из решений в контексте вопроса является необходимость определения новых инструментов и четких критериев отбора проектов.

«Мы сейчас готовим еще один инструмент по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, готовится пятилетняя программа модернизации инфраструктуры, и здесь также она включает в себя софинансирование, наличие в регионах своей собственной коммунальной программы модернизации инфраструктуры на 5 лет. И мы надеемся, что выборка начнется уже с января следующего года. 150 миллиардов ежегодно вплоть до 2027 года. Вот это те инструменты, которые так или иначе требуют софинансирования внебюджетных источников, и тем самым у нас прямая связка с концессией. Сегодня мы видим активную работу концессионеров, крупных корпораций, так и субъектов, поэтому это рабочий инструмент совместно с теми средствами федерального бюджета, которые выделяются сегодня», — Директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мария Синичич.

«Сам инструмент концессия – это инструмент, который в современное время должен снять недоверие. Простое такое слово «недоверие», про которое мы как-то так не очень ярко говорим, но оно есть, но оно какое-то напряжение создает между государством, властью, инвестором, банками и так далее. Масштаб всего, что мы делаем, должен быть несколько более структурированный и более понятный с точки зрения целей, которые мы хотим достичь. Нам не хватает вместе с регионами понятных критериев отбора этих проектов. <…> При таком масштабе надо будет приоритезировать отрасли», — Вице-президент Сбера Михаил Чачин.

«По факту программа создания школ по линии Минпросвещения существует полтора года, и я могу сказать, что на Дальнем Востоке «Дальневосточная концессия» в сфере образования есть, потому что за эти полтора года Дальний Восток 7 субъектами в этой программе поучаствовал. Для того чтобы так четко, быстро, по-настоящему результативно что-то делать, нужно в самом начале написать правила игры. Потому что, чтобы ехать по дороге, у дороги должны быть правила — вот нужно понять, кто гаишник, какие у него правила. Осталось написать правила. Для ого чтобы пришли банки и инвесторы, как рыночные, так и такие федеральные игроки, нужно чтобы было понятно на федеральном уровне под какую стоимость они заходят в программу», — Исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ; генеральный директор ООО «ПроШкола» Алиса Денисова.

«У нас подписался важный проект. Это серия путепроводов через Транссиб. Вы знаете, что активно развивается сейчас БАМ, Транссиб, нарастают потоки, и нам очень важно связать города, районы, территории бесшовным переездом через Транссиб. И вот первый такой пилотный проект связан с развитием ПГТ Новобурейский, где будет строиться и жилье, очень важный и для жителей и для в целом РЖД. Это и безопасность, и экономика развития. Мы рассчитываем, что ДомРФ также подключится к этой сделке. Мы относились к концессии всегда как к инструменту, который позволяет привлечь эффективного оператора, частные инвестиции построить эффективно проекты», — Заместитель председателя Правительства Амурской области Павел Пузанов.
Поделиться новостью:

Свяжитесь
с нами

Задайте интересующий вас вопрос и оставьте свои контакты, мы с вами свяжемся для ответа
Направить обращение в аппарат полномочного
представителя Президента РФ по ДФО
Полезные сервисы